Ответ Минприроды России

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Минприроды России)

О внесении изменении в правила охоты
15.05.2014 №15-50/2515-ОГ

Департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира Минприроды России рассмотрел Ваши обращения, поступившие в Минприроды России 16 апреля 2014 г., а также из Администрации Президента Российской Федерации письмом от 16 апреля 2014 г. № А26-11-45081411, и сообщает следующее.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон об охоте) под охотой подразумевается деятельность, связанная, в том числе, с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей.

В соответствии с частью 2 статьи 29 Закона об охоте любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов. При этом частью 4 статьи 31 Закона об охоте установлено, что разрешение на добычу охотничьих ресурсов действует в указанном в нем месте охоты и в указанные в нем даты и сроки, которые не могут превышать срок сезона охоты.

В свою очередь, деятельность в поле, связанная с испытанием и обучением собак, предусматривает выслеживание и преследование охотничьих ресурсов, а в случае использования лаек и гончих — и возможность их добычи.

В период до вступления в законную силу приказа Минприроды России от 10 декабря 2013 г. № 581, положения Правил охоты, утвержденных приказом Минприроды России от 16 ноября 2010 г. № 512 (далее — Правила охоты), определяли, что нагонка и натаска собак осуществляется в течение всего календарного года, при этом не освобождая от обязанности иметь разрешительные документы на осуществление охоты (пункт 48 Правил охоты, изменения в который не вносились). Указанные разрешительные документы могли быть выданы и действовать только в сроки охоты, установленные Правилами охоты.

Таким образом, внесенные изменения не содержат ранее не установленных дополнительных ограничений и требований, связанных с осуществлением нагонки и натаски собак охотничьих пород, уточняют действующие положения Правил охоты, позволяя избежать расширенного либо двоякого толкования положений Правил охоты.

Указанные изменения не запрещают проведение в сроки охоты всевозможных кинологических мероприятий, в частности испытаний и состязаний, что является неотъемлемой частью охотничьего собаководства, и не ставят под угрозу существование традиционных видов охоты с собаками охотничьих пород, равно как и существование самих пород.

Обучение собак (обучение сигналам и командам, постановка поиска, дрессировка) в охотничьих угодьях без выслеживания, преследования и добычи охотничьих животных может осуществляться круглогодично, при этом охотнику достаточно иметь при себе охотничий билет. Данная позиция неоднократно высказывалась Минприроды России при ответах на поступающие обращения.

Для любого вида охотничьих ресурсов сезон размножения — это ключевой период обеспечения устойчивого существования. Большинство охотничьих животных размножаются и выращивают потомство весной и в начале лета, когда охота закрыта. Таким образом, беспокойство охотничьих ресурсов в период их размножения недопустимо.

Многие специалисты и эксперты в вопросах обучения собак охотничьих пород не раз обращали внимание на то, что высокий уровень беспокойства, создаваемый во время весенних испытаний собак, приводит к значительному увеличению случаев гибели гнезд дупеля, бекаса, коростеля, перепела и других ценных полевых и болотных птиц, а также уток. При этом снижение численности или перемещение охотничьих ресурсов затрагивает права охотников, не имеющих собак охотничьих пород.

Кроме того, натаска и нагонка собак охотничьих пород весной вызывает сомнение в качестве такой подготовки охотничьей собаки, поскольку тренировка собак вне сроков охоты далека от реальных условий проведения охоты, в которых охотничьей собаке и предстоит «работать».

Следует отметить, что воспитание и дрессировка собак охотничьих пород действительно длительный процесс, занимающий несколько месяцев. Страсть к охоте у собаки в крови и только подготовленную и послушную собаку можно выпускать в угодья, где есть дичь. В ином случае охотничья собака может начать охотиться не для охотника, а инстинктивно «для себя». Непосредственно первый контакт охотничьей собаки с дичью должен быть правильно подготовлен и завершиться добычей, в противном случае охотничья собака не поймет, для чего она охотится совместно с человеком.

Свыше 70% органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, поддержали утвержденные приказом Минприроды России от 10 декабря 2013 г. №581 поправки в пункт 46 Правил охоты и считают необходимым получение разрешения на добычу охотничьих ресурсов при осуществлении натаски и нагонки охотничьих собак.

Таким образом, для удовлетворения потребностей натаски и нагонки охотничьих собак необходимо расширить установленные Правилами охоты сроки охоты, а также рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон об охоте в части изменения терминологии и установления правовых оснований осуществления охоты (натаски и нагонки) не только с собаками охотничьих пород, но и иными собаками, применяемыми при осуществлении охоты.

Минприроды России рассматривает возможность расширения сроков охоты в целях натаски, нагонки, проведения испытаний и состязаний собак охотничьих пород в отдельных участках, которые определены в результате территориального и внутрихозяйственного охотустройства, на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных осуществлять федеральный государственный охотничий надзор.

В целях проработки указанного вопроса 22 апреля 2014 г. Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира Минприроды России проведена рабочая встреча с представителями всех секций межрегиональной спортивной общественной организации «Московское общество охотников и рыболовов» по группам пород (легавые, лайки, гончие, спаниели, борзые, норные).

Кроме того, 14 мая 2014 г. проведено расширенное заседание Совета по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны объектов животного мира и среды их обитания, а также в области охоты при Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в котором помимо его членов приняли участие эксперты в сфере охотничьего собаководства и представители природоохранных организаций. По итогам заседания было принято решение о создании рабочей группы для дополнительной проработки указанного вопроса и подготовки обосновывающих материалов и предложений для внесения изменений в Правила охоты.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с Законом об охоте основными принципами, на которых основывается правовое регулирование в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, являются, в том числе обеспечение устойчивого существования и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранение их биологического разнообразия, а также установление дифференцированного правового режима охотничьих ресурсов с учетом их биологических особенностей, экономического значения, доступности для использования и других факторов.

Таким образом, установленные Правилами охоты сроки охоты направлены на сохранение и устойчивое использование охотничьих ресурсов. Расширение сроков охоты до неопределенности, подразумевая ранее использовавшийся термин «круглогодично», может привести к сокращению численности охотничьих животных, в том числе на участках натаски и нагонки.

Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства и объектов животного мира
А.Е. Берсенев

Понравилась информация?
Поделись с друзьями, нажми кнопку


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *